Как-то мои партнеры и друзья из компании Sea Safety Scandinavia Oy предложили поучаствовать в раскрутке нового аттракциона – погружения в специальный технический бассейн. Он расположен в самом центре Хельсинки, под бульваром Esplanadi. Бассейн находится на глубине около ста метров.
Бассейн относительно небольшой - длина его около ста метров, глубина - 40, а ширина 8 метров. Весьма впечатляющее развлечение для храбрых и опытных дайверов из России, не правда ли?!
Аттракцион – аттракционом, но откуда там взялось такое количество воды, а главное – зачем она там? Ведь, кроме этого бассейна, на территории большого Хельсинки имеется еще несколько подобных технических зон. Там бассейны поменьше, к примеру, в районе Pasila искусственное подземное озеро имеет площадь около 20 метров, а глубину – четь более 30 и вмещает 11 000 кубометров воды.
Сооружение находится на глубине около тридцати метров, и выглядят не менее впечатляюще.
Результатом проведенного небольшого исследования и стала данная статья. Итак:
Водопровод в Хельсинки
Первый водопровод был открыт в Хельсинки 1 декабря 1876 года. Вода, предварительно пропущенная через систему фильтров, подавалась за четыре километра, из реки Вантаанйоки, где на пороге, в усадьбе Kuninkaankartano был сооружен водозабор и построена водонапорная станция. Подробнее об истории этого места можно узнать, посетив музей Техники, расположенный в усадьбе
Kuninkaankartano, Vantaankoski Vesilaitoksen rakennuksia, 1925. Kuva Helsingin kaupunkimuseo |
Газеты называли три основных причины, подвигнувшие власти города на строительство водопровода: огонь, жажда и здоровье. Надо сказать, что к началу 1870-х годов проблема недостатка воды и вывоза нечистот стояла в растущей и развивающейся столице Финляндии весьма остро. Воду брали из колодцев, которых, конечно, не хватало. В 1851 году в городе имелось лишь 11 общественных колодцев. В 1875 – за год до открытия первого водопровода, в Хельсинки было 24 общественных и 336 частных колодцев, чего, разумеется, было совершено недостаточно для города с постоянно растущим населением (1870 – 32 113 жителей, 1890 – 65 535 жителей, 1910 – 139 497 жителей)
Хельсинки 1900 год |
Прокладка водопровода началась в 1870, а первый общественный туалет, в его современном понимании, был открыт в Хельсинки в 1875 году. Через год водопровод начал свою работу. Вода подавалась в район Alppila, в первую водонапорную башню,
откуда
доставлялась на первые в Хельсинки станции «водяной почты» - на угол Arkadiankatu и в район Erottaja
"Водяная почта" в районе Erottaja. Kuva: Eugen Hoffers, Museoviraston kokoelma |
Свежая вода и чистота так пришлись по вкусу местным жителям, что уже через двадцать лет более 70 процентов квартир Хельсинки были оборудованы водопроводом и ватерклозетом. Помните, у Гоголя? "Эти глупые чухонки всегда некстати чистоплотны..."
Многие известные архитекторы участвовали в конкурсах на проектирование таких водяных станций.
Многие известные архитекторы участвовали в конкурсах на проектирование таких водяных станций.
Один из проектов павильона "водяной станции" Автор проекта Teodor Höijer |
Канализация в течение десяти лет практически избавила столицу Финляндии от вспышек «болезней грязных рук» - дизентерии и брюшного тифа, от которых ежегодно умирали тысячи людей, в первую очередь дети. О тех страшных временах напоминает один из топонимов Хельсинки – kolera-allas (фин. холерный ковш) – бассейн в порту рядом с Торговой площадью.
Рассказывают, что в 1893 году какой-то купец – торговец рыбой, умер от холеры прямо на своей лодке во время очередной осенней рыбной ярмарки. На время следствия лодку купца поставили в этот бассейн и приставили полицейского, чтобы отгонял местных, бравших здесь воду для своих нужд. Вообще, Торговая площадь того времени представляла собой жалкое зрелище: оставленные после ярмарок груды гниющих отбросов с копошащимися в них огромными крысами, вонь, поднимающаяся от воды, куда нерадивые золотари частенько сбрасывали по ночам нечистоты, которые им полагалось вывозить на специальные баржи, стоящие в порту Katajanokka.
Золотари |
Говорят, таким образом они выражали свой протест против начавшегося в Финляндии периода русификации, известного, как годы притеснений. В это можно поверить – ведь и финляндская резиденция Императора, и дом генерал-губернатора Финляндии располагались неподалеку.
Флюгер с крыши "водяной станции", 1869 год Из коллекции Helsingin kaupunkimuseo |
Хельсинки часто горел. Можно вспомнить пожар 1713 года, устроенный неизвестно кем во время штурма города русскими войсками – сгорели почти все здания и склады, а жители разбежались кто куда. В 1755 году были приняты первые в Финляндии правила пожарной безопасности. Первая регулярная пожарная часть была организована в Хельсинки в 1861 году – в империи боялись пожаров, один из которых в 1827 году полностью уничтожил прежнюю столицу Финляндии – Турку. В это же время был принят ряд положений о строительстве, регламентирующий, например, ширину улиц (по ним без помех должен был проезжать пожарный экипаж), а также принят запрет на использование в качестве кровельного покрытия берёзовых плашек. Последний значительный пожар случился в Хельсинки в 1809 году – тогда выгорела почти четверть города – огонь полностью уничтожил 61 здание, еще 16 сильно пострадали, но локальные пожары происходили регулярно. и местные жители, живущие поблизости от колодцев, были обязаны принимать участие в тушении таких пожаров. В 1891 году в районе Erottaja была построена первая пожарная станция. Она существует и сейчас, там работает отличный музей истории пожарного дела.
Первая пожарная машина Хельсинки с бензиновым двигателем, 1916 г. Scania - Vabis n:o 1 |
Пить воду из крана - можно
Население города постоянно росло, и вскоре имеющихся мощностей стало не хватать. Водные артерии были протянуты из Эспоо, однако, это решило проблемы нехватки воды лишь ненадолго. Система артезианских колодцев также не получила распространения – скальные породы, на которых выстроен Хельсинки, препятствовали поиску и разработке скважин. И тогда финны нашли решение. Они спроектировали и построили водовод длинной 120 километров (второй по длине в мире, после Делаверского туннеля). Строительство началось в период глобального экономического кризиса и продолжалось десять лет – с 1972 по 1982 год. Тоннель обошелся в 550 миллионов марок, что составляет около 195 миллионов евро в ценах 2005 года.
Водовод из озера Päijänne длиной 120 км |
Вода,
объем подачи которой достигает 13 кубометров в секунду (средняя скорость, однако, примерно 3,1 м3/сек), поступает из второго по величине озера
Финляндии Päijänne, площадь ствола тоннеля 16 м2, всего же в год по
туннелю прокачивается до ста миллионов кубических метров чистой воды. Да-да,
чистой. Сложная система фильтров на выходе из тоннеля, на водоочистной станции Pitkäkoski рядом
с искусственным озером Silvola, а также естественная фильтрация во время прохождения
по стволу, делает воду кристально чистой – ее можно пить совершенно безбоязненно.
Тоннель снабжает водой весь Хельсинки, а также города Эспоо, Вантаа,
Кауниайнен, Хювинкяя, Ярвенпяя, Керава, Киркконумми, Сипоо и Туусула. Иногда и
Порвоо пользуется водой из чудо-тоннеля. Кроме того, построенная в тоннеле электростанция выдает в год примерно 7 300 мегаватт/часов электроэнергии.
Водоочистная станция |
Кондиционеры - на свалку
Но
финны пошли еще дальше. В рамках борьбы с глобальным потеплением город
Хельсинки решил отказаться от использования кондиционеров. Фреон и всё такое – кому интересно, сам
найдет, - все промышленные кондиционеры решено было уничтожить. А поскольку почти
все дома в Хельсинки имеют систему центрального кондиционирования, то это
означало лишение граждан элементарных удобств, таких, как прохлада в офисе или
дома в жаркий летний полдень (тому, кто уже что-то читал о глобальном
потеплении, уже всё ясно). Решили охлаждать дома с помощью воды. Программа была
начата в 2010 году, хотя первые подобные установки начали работу уже в 1998.
Как я уже писал, построено несколько громадных резервуаров в разных частях
города, проложена система водопровода к домам, организованы подача, контроль и
учёт. Вот как всё это выглядит
Казалось
бы – затраты огромны. Но и выгода несомненна. Кроме борьбы с глобальным
потеплением есть и чисто экономический эффект, к примеру, Оперный театр
Хельсинки, два года назад перешедший на новую систему охлаждения, получил за
год экономию в пять миллионов евро. Централизованное
охлаждение зданий распространяется все шире, ну, а для нас – дайверов, открывается новое место для
погружений. Следите за новостями!
Отличный текст. Нигде эту информацию не встречала.
ReplyDelete