Thursday, March 17, 2011

Трагедия с галиотом "FEODOR"

Ладожские суда отличались от классических прототипов, зачастую они строились без всяких чертежей мастерами-умельцами, но, надо отдать должное, выходили довольно удобные и отвечающие своему предназначению кораблики. Они имели различное количество мачт, разный такелаж, и предназначались для перевозки грузов.

один из галеасов, построенный в 1885 году на верфи Impilahti (мастер Lindberg). Галеас назывался Один из галеасов, построенный в 1885 году на верфи Impilahti (мастер Lindberg).
Галеас назывался "Aino" и принадлежал купцу из Сортавалы Николаю Ситойну.

Рассматриваемый нами галиот "FEODOR" был построен на верфи Impilahti в 1900 году (мастер Juhani Waittinen), имел длину 33,41 метра, ширину 9,75 метра и водоизмещение 257,35 тонн, то есть был достаточно крупным грузовым судном. Об особенностях парусного вооружения и конструкции ладожских галиотов можно узнать из статьи, опубликованной на сайте "Тайны затонувших кораблей".

"Галиот или гальот - голландское двухмачтовое судно с весьма полным образованием и неглубоко сидящее в воде, что дает ему преимущество ходить по неглубоким каналам и водам Голландии. Хорошими морскими качествами Г. не отличается. На Ладожском и Онежском озерах, на реке Неве и, отчасти, на Финском заливе употребляются суда весьма похожие на гальоты. Этот тип постройки судов был занесен в России голландцами в начале прошлого столетия. В настоящее время Г. строятся длиною 10,0 - 20,0 саж. и шириною 2,9 - 5,0 саж., с осадкой без груза 4,0 - 10,2 и с грузом 7,0 - 20,0 четвертей аршина; но значительное большинство (60 - 80%) длиною 15 - 20 саж. и шириною 3 - 4 саж., с осадкою без груза болеt 9 и с грузом более 16 четвертей аршина. Поднимает груза (смешанного) от 8000 до 37000 пуд; служит 12 лет и требует для хода 3 - 7 рабочих. Из плававших в 1885 году 19 Г. большинство (12) построено в Финляндии и 3 в Олонецкой губ. Г. строятся также и в Череповецком уезде Новгородской губ., на реках Козоре и Андоге, принадлежащих к системе р. Шексны".


один из финских галиотов в заливе Импилахти.Один из финских галиотов в заливе Импилахти.

В тот трагический день 11 сентября 1908 года "Feodor" вышел из Impilahti в Санкт-Петербург имея на борту груз - 400 саженей дров. Когда огонь маяка Тайпале был уже виден (огонь маяка был виден за 9 верст), внезапно поднялся сильный встречный ветер и шкипер был вынужден направить судно в сторону Салми для защиты от бури. Однако, по пути к Салми был сломан руль и судно было отдано на волю ветра и волн. "Feodor" понесло в сторону российского берега. Злобный шторм терзал беззащитное судно, рвал паруса, отламывал куски борта и, наконец, полностью разломал судно. "Feodor" затонул так быстро, что экипаж не успел взять ничего из вещей или еды и мог лишь цепляться за оставшиеся обломки. Спасательная шлюпка оторвалась и была унесена ветром и волнами. Матрос Tomas Arponen утонул сразу же, однако остальные сумели забраться на обломок судна длиной около 4 и шириной примерно одну сажень, и привязаться к нему.

Катастрофа произошла в ночь под воскресенье. Весь следующий день и следующую ночь бушующий шторм носил несчастных моряков по Ладоге. Голод, холод и усталость делали свое дело. Потеряв сознание, сорвался и утонул на глазах у своих товарищей по несчастью кок Aleksander Änsiäinen, которому они ничем не смогли помочь. Вскоре после этого смерть забрала следующую жертву - от холода умер матрос Matti Konkainen. Следующей угасла жизнь матроса Tiwona Kosti. Оба тела остались привязанными к обломку судна.



Но спасение было уже близко. В ночь на понедельник обломок прибило отмели недалеко от российского берега. Утром несчастных заметили с проходившего мимо буксира, принадлежащего Путиловскому заводу. Немедленно была спущена шлюпка и всех доставили на борт буксира. Шкипер Rykånen был едва жив - если бы помощь не подоспела вовремя, он бы наверняка погиб от голода и переохлаждения. Он был так слаб, что потерял сознание, едва его подняли на борт шлюпки. На борту парохода ему дали рома и коньяка, накормили и уложили в постель, однако, состояние его было столь тревожным, что он был помещен в заводскую больницу Видлицы. Погибшие матросы были похоронены в расположенной неподалеку Андрусовской обители.

Этот случай, возможно, первый в истории Ладоги, когда судно было разбито волнами в открытом море. "Feodor" и его груз не были застрахованы, что причинило значительный ущерб владельцам судна, купцам из Импилахти Федору Киеме и Григорию Ёлкину.


2 comments:

  1. Большое спасибо за статью!

    ReplyDelete
  2. У меня такое подозрение, что с подобными судами ещё Пётр Михайлович постарался - государева дорога-волоки из Архангельска на обонежье и Ладогу.

    ReplyDelete