Saturday, April 16, 2011

Колёсный пароход «Sampo»

В 44 номере газеты Laatokka от 9 июня 1894 года на первой странице увидел интересное объявление:

Аукцион по продаже корабельного имущества. В воскресенье 14 июня на открытом аукционе будут продаваться различные товары, спасенные с парохода «Сампо», якоря, цепи, канаты, один буксировочный трос, штурвал и т.д., которые находятся на складе в Койриноя. Аукцион начинается в 12 часов дня. Дополнительную информацию предоставит Jarl Lindenberg.

Объявление в 44 номере газеты Laatokka от 9 июня 1894 года

Этот колесный пароход был построен в Глазго (Англия) на верфи A. & I. Ingils. Длина 28,5 метров, ширина 5,04 метра, водоизмещение 64,60 тонн. Имел паровую машину 60 л.с. и экипаж 8 человек. Год постройки мне пока установить не удалось (по некоторым данным 1847), известно лишь, что он был куплен акционерным обществом ”Wiipurin hinaus höyryvene” сразу после Крымской войны и прибыл в Выборг летом 1856 года. Назывался он тогда Dauntless, а название «Sampo» получил уже в Выборге осенью того же года. Этот пароход в числе первых начал регулярное пассажирское сообщение и буксировку барж по Сайменскому каналу. В праздники он исполнял роль «флагманского» судна. «Sampo» и его «адмирал» капитан Карванен пользовались большой любовью жителей провинции Саво и Выборга. Высказывались даже пожелания организовать сбор средств, выкупить пароход и установить его в устье Сайменского канала на вечную стоянку в качестве памятника. Однако, всё это осталось на уровне проектов, а пароход в 1888 году купили ладожские купцы – компания G.Alm & Co, заплатив за судно 12 000 марок. «Sampo» был переведен на Ладогу и начал осуществлять регулярное товарно-пассажирское сообщение между портами Северного Приладожья и Санкт-Петербургом.


10 октября 1893 года в 8 часов утра пароход «Sampo» вышел из Шлиссельбурга, имея на буксире две пустые ладьи. Пароход направлялся в Питкяранту с заходом в Сортанлахти. Около 6 часов вечера в районе Сауналахти, приблизительно в трех километрах от маяка Тайпале пароход налетел на камни. Команда провела всю ночь и большую часть следующего дня в попытках снять судно с камней, однако, судя по всему, удар и разрушения были настолько сильны, что, в конце концов, команда погрузилась на ладьи и своим ходом добралась до берега. Судно было застраховано в страховом обществе ÄGIR на сумму 20 000 марок. Шкипер «Sampo» Антон Карванен (Anton Karwanen) дал разъяснения по поводу причин аварии комиссии в Käkisalmi, а имущество, поднятое с затонувшего судна, было продано на аукционе в следующем году. Следует отметить, что шкипер, по его словам, не имел никакого специального образования, и всего лишь подменил постоянного капитана судна Койккалайнена, который по своим делам вынужден был остаться в Петербурге.

Перевод статьи и комментарии Александра Ищенко.