Sunday, March 6, 2011

Пассажирский пароход «Ладога»

С развитием парового флота возрастает объем перевозок грузов и пассажиров между городами Финляндского Приладожья и Россией. Началом регулярного пассажирского сообщения на Ладоге можно считать 1857 год, когда пароход «Петр Великий», курсировавший между Санкт-Петербургом и Петрозаводском, начал выполнять регулярные рейсы по Ладоге с заходом в Сортавалу, на Валаам и Коневец.

Капиталистическое общество основано на конкуренции. Предприниматели из Käkisalmi (теперь Приозерск) Edvard Boehm и Aleksander Nissin основывают в 1857 году акционерное общество Finska Ladoga, которым в 1859 году был приобретен в Англии колесный пароход Walamo. Пароход начал выполнять регулярные рейсы между Сортавалой и Санкт-Петербургом с заходом в порты по пути следования.


Расписание парохода Walamo. кораблекрушение на ЛадогеРасписание парохода Walamo

Конкуренция усиливалась – на регулярные линии вышли российские пароходы: «Летучий» - колесный пароход, строившийся для работы на реках, и «Чайка». Оба парохода позже потерпели кораблекрушение и погибли.

В начале 1870-х годов акционерное общество было реорганизовано: образовалось Sortavalan Laiva OY, уставный капитал был увеличен за счет вступления новых членов – коммерсантов из Сортавала. В 1877 году обществом был приобретен только что построенный в Malmö (Швеция) на верфи Kokum пассажирский пароход, получивший название «Ладога»
Ladoga_Walaam. кораблекрушение на ЛадогеПассажирский пароход "Ладога"

Длина парохода составляла 41,5 метра, ширина 5,67 метра, водоизмещение 105,8 тонн. Мощность паровой машины 60 лошадиных сил. Вместо гребных колес в качестве движителя использовался винт. С 1878 года судно (как и принадлежавший тому же обществу пароход Walamo) совершало регулярные рейсы между Сортавалой и Санкт-Петербургом.

В 1896 году купец K.Nissinen приобрел пароход «Ладога» у акционерного общества и два дня спустя с выгодой перепродал его Валаамскому монастырю. Судно получило новое название «Валаам» и стало возить паломников и туристов из окрестных городов в Валаамский монастырь.



Расписание "Ladoga-Walamo"

Такие круизы всегда были популярны у горожан. На судне играл небольшой оркестр, билет на палубу «туда и обратно» стоил 3 марки, поездки протекали весело и беззаботно. Кроме того, пароход совершал регулярные рейсы между населенными пунктами Северной Ладоги.

Крушение. В субботу 1 октября 1898 года «Валаам» совершал рейс из Питкяранта в Салми. Около пяти часов пополудни пароход налетел на камни в районе Varpasaaret. Пароход шел на полной скорости и удар оказался настолько сильным, что все попытки подошедшего буксира, принадлежащего фирме «Громов и партнеры», стащить судно с камней, оказались безуспешны. Буксир снял с гибнущего судна пассажиров и команду и доставил их в Питкяранту. На следующее утро буксир привел две баржи, на которые и был перегружен груз с «Валаама». Как рассказывают, удар был такой силы, что паровой котел был сорван со своего места. Рассказывают также, что судно наполнилось водой и затонуло. Что явилось причиной этой катастрофы, и каковы в действительности повреждения, пока неизвестно.

Ladoga_WalamoЗаметка о крушении "Walaаm"

В течение осени и почти всего сезона следующего 1899 года предпринимались попытки поднять «Валаам». Однако, судя по всему, они оказались безрезультатны. Вот что сообщает газета от 4 августа 1899 года:

Бывший пароход «Валаам», ранее называвшийся «Ладога», который осенью прошлого года потерпел крушение на камнях у острова Варпасаари между Питкярантой и Салми, на вечные времена останется лежать в морской могиле. Действительно предпринималось множество попыток поднять судно. Однажды даже удалось зацепить его так сильно. Что появилась возможность начать его буксировку к берегу, однако, внезапный шторм предупредил все спасательные хлопоты; судно затонуло еще глубже, чем прежде. Удалось поднять лишь машины, и они теперь лежат, вместе с вытащенными частями борта, на берегах Валаамского монастыря. Братия рассматривает возможность приобретения нового большого парохода вместо «Валаама», либо установив на новое судно поднятые машины, либо приобретя полностью новый пароход.

Заметка о попытках поднять корабль

Надо сказать, что Валаамский монастырь имел в то время еще один пароход, кроме погибшего «Валаама» - небольшой колесный пароход «Сергей», построенный в 1860-х годах в Варкаусе, и приобретенный братией в 1890 году, однако, поток паломников и путешественников был столь значителен, что спрос всегда превышал предложение. В церковные праздники организовывались дополнительные рейсы, а регулярное сообщение между городами Приладожья и Санкт-Петербургом осуществляли более десятка товарно-пассажирских пароходов как российских, так и финляндских. Некоторые из этих пароходов погибли. Какие? Где? Это нам и предстоит выяснить!

Перевод и комментарии Александра Ищенко

3 comments:

  1. Спасибо большое за эту статью. Так как я сам живу в Питкяранте и интересуюсь историей своего города, то статья очень кстати пришлась...

    ReplyDelete
  2. И Вам спасибо! Постепенно будем выкладывать информацию о городах северного Приладожья и фотографии прошлых лет...

    ReplyDelete
  3. "Постепенно будем выкладывать информацию о городах северного Приладожья и фотографии прошлых лет..."

    Буду с нетерпением ждать.

    ReplyDelete