С развитием парового флота возрастает объем перевозок грузов и пассажиров между городами Финляндского Приладожья и Россией. Началом регулярного пассажирского сообщения на Ладоге можно считать 1857 год, когда пароход «Петр Великий», курсировавший между Санкт-Петербургом и Петрозаводском, начал выполнять регулярные рейсы по Ладоге с заходом в Сортавалу, на Валаам и Коневец.
Капиталистическое общество основано на конкуренции. Предприниматели из Käkisalmi (теперь Приозерск) Edvard Boehm и Aleksander Nissin основывают в 1857 году акционерное общество Finska Ladoga, которым в 1859 году был приобретен в Англии колесный пароход Walamo. Пароход начал выполнять регулярные рейсы между Сортавалой и Санкт-Петербургом с заходом в порты по пути следования.
Капиталистическое общество основано на конкуренции. Предприниматели из Käkisalmi (теперь Приозерск) Edvard Boehm и Aleksander Nissin основывают в 1857 году акционерное общество Finska Ladoga, которым в 1859 году был приобретен в Англии колесный пароход Walamo. Пароход начал выполнять регулярные рейсы между Сортавалой и Санкт-Петербургом с заходом в порты по пути следования.

Конкуренция усиливалась – на регулярные линии вышли российские пароходы: «Летучий» - колесный пароход, строившийся для работы на реках, и «Чайка». Оба парохода позже потерпели кораблекрушение и погибли.
В начале 1870-х годов акционерное общество было реорганизовано: образовалось Sortavalan Laiva OY, уставный капитал был увеличен за счет вступления новых членов – коммерсантов из Сортавала. В 1877 году обществом был приобретен только что построенный в Malmö (Швеция) на верфи Kokum пассажирский пароход, получивший название «Ладога»
Пассажирский пароход "Ладога"
В 1896 году купец K.Nissinen приобрел пароход «Ладога» у акционерного общества и два дня спустя с выгодой перепродал его Валаамскому монастырю. Судно получило новое название «Валаам» и стало возить паломников и туристов из окрестных городов в Валаамский монастырь.

Такие круизы всегда были популярны у горожан. На судне играл небольшой оркестр, билет на палубу «туда и обратно» стоил 3 марки, поездки протекали весело и беззаботно. Кроме того, пароход совершал регулярные рейсы между населенными пунктами Северной Ладоги.
Крушение. В субботу 1 октября 1898 года «Валаам» совершал рейс из Питкяранта в Салми. Около пяти часов пополудни пароход налетел на камни в районе Varpasaaret. Пароход шел на полной скорости и удар оказался настолько сильным, что все попытки подошедшего буксира, принадлежащего фирме «Громов и партнеры», стащить судно с камней, оказались безуспешны. Буксир снял с гибнущего судна пассажиров и команду и доставил их в Питкяранту. На следующее утро буксир привел две баржи, на которые и был перегружен груз с «Валаама». Как рассказывают, удар был такой силы, что паровой котел был сорван со своего места. Рассказывают также, что судно наполнилось водой и затонуло. Что явилось причиной этой катастрофы, и каковы в действительности повреждения, пока неизвестно.
В начале 1870-х годов акционерное общество было реорганизовано: образовалось Sortavalan Laiva OY, уставный капитал был увеличен за счет вступления новых членов – коммерсантов из Сортавала. В 1877 году обществом был приобретен только что построенный в Malmö (Швеция) на верфи Kokum пассажирский пароход, получивший название «Ладога»

Длина парохода составляла 41,5 метра, ширина 5,67 метра, водоизмещение 105,8 тонн. Мощность паровой машины 60 лошадиных сил. Вместо гребных колес в качестве движителя использовался винт. С 1878 года судно (как и принадлежавший тому же обществу пароход Walamo) совершало регулярные рейсы между Сортавалой и Санкт-Петербургом.
В 1896 году купец K.Nissinen приобрел пароход «Ладога» у акционерного общества и два дня спустя с выгодой перепродал его Валаамскому монастырю. Судно получило новое название «Валаам» и стало возить паломников и туристов из окрестных городов в Валаамский монастырь.

Расписание "Ladoga-Walamo"
Такие круизы всегда были популярны у горожан. На судне играл небольшой оркестр, билет на палубу «туда и обратно» стоил 3 марки, поездки протекали весело и беззаботно. Кроме того, пароход совершал регулярные рейсы между населенными пунктами Северной Ладоги.
Крушение. В субботу 1 октября 1898 года «Валаам» совершал рейс из Питкяранта в Салми. Около пяти часов пополудни пароход налетел на камни в районе Varpasaaret. Пароход шел на полной скорости и удар оказался настолько сильным, что все попытки подошедшего буксира, принадлежащего фирме «Громов и партнеры», стащить судно с камней, оказались безуспешны. Буксир снял с гибнущего судна пассажиров и команду и доставил их в Питкяранту. На следующее утро буксир привел две баржи, на которые и был перегружен груз с «Валаама». Как рассказывают, удар был такой силы, что паровой котел был сорван со своего места. Рассказывают также, что судно наполнилось водой и затонуло. Что явилось причиной этой катастрофы, и каковы в действительности повреждения, пока неизвестно.
В течение осени и почти всего сезона следующего 1899 года предпринимались попытки поднять «Валаам». Однако, судя по всему, они оказались безрезультатны. Вот что сообщает газета от 4 августа 1899 года:
Бывший пароход «Валаам», ранее называвшийся «Ладога», который осенью прошлого года потерпел крушение на камнях у острова Варпасаари между Питкярантой и Салми, на вечные времена останется лежать в морской могиле. Действительно предпринималось множество попыток поднять судно. Однажды даже удалось зацепить его так сильно. Что появилась возможность начать его буксировку к берегу, однако, внезапный шторм предупредил все спасательные хлопоты; судно затонуло еще глубже, чем прежде. Удалось поднять лишь машины, и они теперь лежат, вместе с вытащенными частями борта, на берегах Валаамского монастыря. Братия рассматривает возможность приобретения нового большого парохода вместо «Валаама», либо установив на новое судно поднятые машины, либо приобретя полностью новый пароход.
Бывший пароход «Валаам», ранее называвшийся «Ладога», который осенью прошлого года потерпел крушение на камнях у острова Варпасаари между Питкярантой и Салми, на вечные времена останется лежать в морской могиле. Действительно предпринималось множество попыток поднять судно. Однажды даже удалось зацепить его так сильно. Что появилась возможность начать его буксировку к берегу, однако, внезапный шторм предупредил все спасательные хлопоты; судно затонуло еще глубже, чем прежде. Удалось поднять лишь машины, и они теперь лежат, вместе с вытащенными частями борта, на берегах Валаамского монастыря. Братия рассматривает возможность приобретения нового большого парохода вместо «Валаама», либо установив на новое судно поднятые машины, либо приобретя полностью новый пароход.
Надо сказать, что Валаамский монастырь имел в то время еще один пароход, кроме погибшего «Валаама» - небольшой колесный пароход «Сергей», построенный в 1860-х годах в Варкаусе, и приобретенный братией в 1890 году, однако, поток паломников и путешественников был столь значителен, что спрос всегда превышал предложение. В церковные праздники организовывались дополнительные рейсы, а регулярное сообщение между городами Приладожья и Санкт-Петербургом осуществляли более десятка товарно-пассажирских пароходов как российских, так и финляндских. Некоторые из этих пароходов погибли. Какие? Где? Это нам и предстоит выяснить!
Перевод и комментарии Александра Ищенко
Спасибо большое за эту статью. Так как я сам живу в Питкяранте и интересуюсь историей своего города, то статья очень кстати пришлась...
ReplyDeleteИ Вам спасибо! Постепенно будем выкладывать информацию о городах северного Приладожья и фотографии прошлых лет...
ReplyDelete"Постепенно будем выкладывать информацию о городах северного Приладожья и фотографии прошлых лет..."
ReplyDeleteБуду с нетерпением ждать.