Saturday, March 10, 2012

Улыбающийся генерал Маннергейм

В городском музее Ханко с 3 мая по 14 октября 2012 года будет проходить выставка под называнием «Улыбающийся Генерал». Выставка рассказывает о гражданской жизни генерала Маннергейма в 20-е годы прошлого века, когда он каждое лето проводил на своей даче в Ханко.

Маннергейм
Карл Густав Эмиль фон Маннергейм родился 4 июня 1867 года в усадьбе Лоухисаари (Louhisaari) в местечке Аскайнен (Askainen). Аскайнен - коммуна Западной Финляндии, недалеко от Турку. С 1889 по 1917 году он служил в русской армии, дослужившись до генерал-лейтенанта. В декабре 1917 года в связи с революционными событиями Маннергейм вернулся из России в Финляндию. В Финляндии также было неспокойно, вспыхнула Гражданская война, в которой белые части под руководством Маннергейма добились победы весной 1918 года. Маннергейм занимал должность регента Финляндии в 1918 – 1919 годах, укреплял финляндскую государственность, добивался признания независимости западными странами и хлеба для своей страдающей от голода страны. В июле 1919 года Парламент страны избрал первым Президентом Карла Стольберга, юриста, автора Конституции Финляндии. Маннергейм был разочарован, у него не осталось никакого официального положения в Финляндии. Как в Зимнюю войну, так и в войну-продолжение, Маннергейм был Верховным Главнокомандующим вооруженных сил Финляндии. На 75-летие 4 июня 1942 года ему был пожалован чин маршала Финляндии. В 1944 – 1946 годах он занимал пост Президента Финляндии и именно он вывел страну из Второй мировой войны.

1920-е годы прошлого века были годами гражданской жизни генерала Маннергейма. Он решил проводить свое время в праздности, путешествиях, охоте, но также и в поддержании и развитии отношений с руководителями и королевскими домами стран Европы. Так он поддерживал свое реноме на высоком уровне, хотя и не имел никакой официальной политической должности. Кроме того, он руководил учрежденным в 1920-м году фондом Защиты детей и являлся президентом созданного в 1922-м году общества Красного креста. В эти же годы он работал членом управляющего совета Объединенного банка.

Ханко занимал важную часть в жизни Маннергейма уже с конца 19-го века. Его дядя и опекун, попечитель завода Фискарс, Альберт фон Юлин (Albert von Julin) проводил каждое лето вместе с семьей в Санатории Ханко, где у них была большая вилла Фамилиарис (Villa Familiaris). Родственники жены Маннергейма, Софии Бергенхейм (Sophie Bergenheim), имели две другие дачи в районе Санатория, а двоюродный брат Маннергейма, директор Центрального завода Ханко и Пансиона Бель Вю, Н.А.Л. (Atte von Julin) владел там же виллой D’Angleterren (Villa D’Angleterren). Ханко для Маннергейма был практически родным городом, да он и был занесен в городские книги с 1919 по 1935 год. Уюта добавлял и шведский язык, на котором говорили жители города – в 1920-е годы финский язык генерала был еще достаточно слабым.

Маннергейм приезжал в Ханко и в период своего регентства, в июне 1919 года. Он прибыл на борту парохода «Ариадна» и уже в на причале был окружен празднично настроенными горожанами. Тротуары улиц были забиты жителями Ханко, кричащими «ура», школьники и скауты выстроились и образовали «коридор славы». Члены самообороны провели парад, и Маннергейм был провозглашен почетным руководителем отряда обороны Ханко. Торжественный обед был дан в Казино, откуда на автомобиле генерал отправился на станцию, посадив при этом в машину столько детей, сколько та смогла вместить. В память о визите осталась фотография, на которой изображен Маннергейм, стоящий в дверях вагона с легкой улыбкой на лице.

Вилла Стормхелла (Villa Stormhälla)

Возможно, теплый прием, оказанный жителями Ханко, частично повлиял на выбор генералом этого города в качестве своей летней резиденции. Ханко стал оазисом в жизни Маннергейма в 1920-е годы, когда у генерала не было никаких политических обязанностей. Жители Ханко были счастливы получить белого генерала к себе в гости на лето и делали все возможное, чтобы Маннергейм чувствовал себя хорошо в городе. На фотографиях этого периода Маннергейм предстает радостным и неофициальным, что является весьма редким случаем, так как генерал очень тщательно следил за своим внешним образом. В Ханко он встречался с журналистами, например, с Ани Войпио(Ani Voipio) и Эльзой фон Борн (Elsa von Born), которая опубликовала статью об этом визите в журнале Suomen Kuvalehti в 1926 году. Обычно Маннергейм не давал интервью, однако, во время пребывания в Ханко было сделано исключение.


Вначале Маннергейм арендовал дачу (Villa Thalattan) у профессора Рольфа Лагенборга (Rolf Lagerborg), а в 1921 году он построил на территории Санатория, на острове Suuri Mäntysaari виллу Стормхелла. Он платил аренду за остров – 1 марку в год, и впоследствии приобрел остров в собственность. Дачу проектировал архитектор Ярл Эклунд (Jarl Eklund). Она получилась двухэтажной, и Маннергейм расширял ее дважды – в 1928 и 1930 годах. Для собственного удовольствия он обставил дачу модерновой мебелью из индийского тростника, обитой цветастой материей. Убранство дополняли различные сувениры, привезенные Маннергеймом из разных стран. С открытой террасы открывался вид на смутно видневшийся за гладью морского залива город. Море всегда было рядом, и плеск волн был слышен на террасе. Остров был суровым и безжизненным, однако, Маннергейм захотел разбить вокруг дом красивый сад, что он и осуществил с помощью профессионального дизайнера. Он получил от города разрешение брать в лесах вереск, и кроме этого он посадил и выращивал вокруг дачи различные цветы – розы и синяки, которые сверкали своими яркими красками и издалека привлекли внимание. Он также выкопал на острове пруд, для которого получил разрешение взять золотых карасей из пруда Санатория.

Маннергейм в Ханко

В Ханко у Маннергейма гостили, кроме ближайшего окружения генерала, и весьма известные личности. Среди них были, к примеру, супруга принца Дании Ааге, принцесса Mathilde Emilie Franciska Maria av Rosenburg, а также супруг королевы Нидерландов Вильхельминны принц Хендрик со свитой. Французская «королева паруса» Virginie Hériot познакомилась с Маннергеймом в Ханко, куда она прибыла на своей яхте. Однажды Маннергейм угощал кофе на своем острове сотню скаутов, которые направлялись на интернациональный слет в Англию. Он был гостеприимным хозяином и тщательно готовил как маленькие, так и большие приемы.

Маннергейм участвовал и в оживленной культурной жизни курортного города. Его часто можно было видеть гостем различных благотворительных мероприятий. По мнению Стига Йагершорда (Stig Jägerskiöld), генерал прекрасно подходил на роль попечителя старого курортного города.

Кафе «Изба четырех ветров»

По соседству с Маннергеймом на маленьком острове находилось кафе «Африка». Возможно, доносившиеся оттуда крики мешали Маннергейму (тогда не было еще закона о соблюдении тишины), а он хотел, чтобы его дачу окружала тишина. Как бы то ни было, он выкупил кафе у прежнего хозяина и дал ему новое название «Изба четырех ветров». Идею имени он почерпнул, скорее всего, из своих путешествий по Китаю, где обычны названия такого типа. Приобретение поддержал зажиточный врач из Куопио Карл Оман (Carl Öhman), бывший соседом Маннергейма. Согласно легенде, господа, сидя однажды за стаканом, приняли решение о покупке заведения.

Маннергейм сделал из своего кафе типичный французский сельский ресторан. Убранство ресторана составляли тёмные мореные столы и стулья, камышовые циновки, полосатые бело-синие ламбрекены и скатерти, между окнами – длинные голубые занавески. Он отправил своего управляющего в Бретань, где тот приобрел бело-синий фаянсовый сервиз и различные украшения, а в местном монастыре кружева для украшения одежды официантов. У Маннергейма вошло в обычай всегда завтракать в своем кафе, заказывая одинаковый завтрак, куда входил, между прочим, бутерброд с яйцом. В 5 часов вечера в кафе предлагался чай, а в меню входил, между прочим, французский рыбный суп с семью различными приправами. Рассказывают, что Маннергейм сам являлся проверить добавлены ли приправы в надлежащей пропорции. После закрытия посетители могли видеть Маннергейма, с интересом подсчитывающего дневную выручку.

Были напечатаны несколько серий открыток с видами кафе и окрестностей, которые затем продавались, а выручка шла на поддержание деятельности фонда Защиты детей, созданного Маннергеймом. Он основал этот фонд вместе со своей старшей сестрой Софи 4 октября 1920 года. В Ханко было открыто отделение фонда 24 октября 1920 года; это было третье открывшееся отделение после Пори и Хямеенлинна. Отделением в Ханко был открыт детский сад, а также женская и детская консультации. Общество проводило различные спортивные соревнования для детей и молодежи, а для финансовой поддержки имелся собственный пошивочный цех.

Прощай, Ханко!

Маннергейм жил в одном из самых красивых мест Ханко. Он сам признавался, что такого удовольствия от отдыха, какое он получал, проводя летние месяцы на своем маленьком острове, он не испытывал больше нигде. ”där Hangö-solens strålar lysa upp de röda klipporna… men tyvärr är man alltid så jäktad av förpliktelser av varjehanda slag att det är sällan jag lyckas flera dagar i rad stanna här utan att kuska till Helsingfors”.

В 1931 году Маннергейм был назначен председателем совета обороны, а в 1933 получил звание военного маршала. Больше у него не было времени для отдыха в Ханко. Он продал виллу Сторхелла и весь остров своей соседке, госпоже Адель Лершель (Adele Lerschelle), которая, как надеялся Маннергейм, проявит интерес к уходу за его садом. Кафе было продано капитану дальнего плавания Джону Эрикссону (John Eriksson), который продолжил традиции предшественника, и даже чай и кофе по-прежнему поставлялись из Англии.

Передача Ханко в аренду Советскому Союзу 13.3.1940 года была тяжелым ударом для Маннергейма. 15.12.1941 года территория полуострова была освобождена, и Маннергейм снежным и ветреным днем принял в Харпарскоге парад подразделений, принимавших участие в боях за полуостров. Позднее на этом месте был установлен памятник. Последний раз Маннергейм посещал Ханко в августе 1947 года и обедал в ресторане HSF. Маршал хотел посмотреть как идет восстановление любимого им города. Вилла стормхелла сгорела во время бомбардировки еще в Зимнюю войну, однако, кафе уцелело, и работает до настоящего времени.

Маннергейм скончался в Лозанне 27 января 1951 года и был похоронен в Хельсинки на кладбище Героев 4 февраля. Похоронная процессия растянулась почти на четыре километра и её сопровождали 100 000 – 150 000 человек.

АВТОР ТЕКСТА: МАРКЕТТА ВАЛЛ (Marketta Wall)

HANGON MUSEO: http://www.hanko.fi/palvelut/hangon_museo

Источники:

Donner, Jörn: Anteckningar om Mannerheim. Hämeenlinna 2011.

Ekström, Birgitta; Wall Marketta: Hangö badanstalt 1879─1939 & Kaféer, matserveringar, restauranger och resandehem i Hangö. Ekenäs 1994.

Ekström Söderlund, Birgitta: Mannerheim på Stormhälla. I Hangö som på utländsk botten. Ekenäs 2003.

Jägerskiöld, Stig: Mannerheim mellan världskrigen. Helsingfors 1972.

Mannerheim, G: Minnen I 1882─1930, II 1931─1946. Helsingfors 1952.

No comments:

Post a Comment