Saturday, March 5, 2011

Гибель парового буксира «Иматра»

27 августа 1909 года в 3 часа пополудни из Ляскела вышел буксирный пароход Imatra ведя на буксире пустую ладью. Пароход направлялся в Сортанлахти (Sortanlahti). В 1.45 ночи благополучно обогнули плавучий маяк Taipaleenluoto, однако, около трех часов утра моторист доложил капитану об открывшейся течи в кормовой части корабля. Спустившись вниз, капитан понял серьезность ситуации и немедленно приказал включить помпы, однако, вода продолжала прибывать. Тогда было принято решение пришвартовать ведомую ладью к борту судна в надежде на то, что она поможет удержать судно на плаву, но около половины четвертого утра, когда судно уже было наполнено водой, стало ясно, что спасти его не удастся. Едва команда успела перейти на ладью, как швартовы оборвались, и судно затонуло на глубине 21 сажени. Подававших сигналы бедствия моряков заметил шедший из Сортанлахти буксирный пароход Taimi, который и отбуксировал ладью в устье реки Тайпале к порту Метсяпиртти.

Гибель парового буксира Иматра, экспурсии

Владельцем парового буксира Imatra был таможенный пристав Грёнберг из Сортанлахти. Пароход не был застрахован. Причина возникновения течи не выяснена, однако, по утверждениям команды нет никаких свидетельств того, что судно налетело на камни во время пути. Пока мне не удалось отыскать никаких данных по этому буксиру. Предположительно он был построен на верфи в Сортавала.


Плавучий маяк TaipaleenluotoПлавучий маяк Taipaleenluoto

Комментарий: Обширная отмель, которую огибало судно, следуя к Сортанлахти, называется Taipaleenluoto. Собственно, там три отмели, имеющие неправильную форму и тянущиеся на десять километров с севера на юг. На этих мелях погибло множество судов. Например, во второй половине 19-го века на одной из мелей разбились русские пассажирские пароходы «Летучий» и «Чайка». Финны построили специальный плавучий маяк (кстати, второй в истории судостроения), который служил для обозначения этой обширной мели и проводки судов к портам на побережье между этой и Коневецкой отмелями. Судно, получившее название Taipaleenluoto, было построено в 1877 году на верфи W:m Crichton & Co в Турку и служило плавучим маяком до середины тридцатых годов прошлого века. Судно было оборудовано маяком и паровыми сиренами, однако, по конструкции это был ял, имевший соответствующее парусное вооружение. Экипаж составлял семь человек. Когда навигация на Ладоге почти прекратилась, работа судна была свернута. Судно было отремонтировано, а после Второй мировой войны судно было передано Советскому Союзу в счет репараций. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Я еще вернусь к описанию деятельности этого плавучего маяка – деятельности, которая спасла жизнь многим морякам и пассажирам судов на Ладожском озере.

Перевод статьи и комментарии Александра Ищенко.