Продолжаем серию поездок для дайверов под условным названием "Рэки Финляндии". На этот раз наш путь лежит на остров Утэ - самый южный из населенных островов Финляндии.
Остров Утэ лежит на краю
Архипелагового моря, на равном удалении
(около 90 км) от Ханко, Турку и столицы Аландских островов Марианхамна и известен с 16-го века как остров катастроф. Здесь селились лоцманы, которых
нанимали мореплаватели для навигации в шхерах, здесь стоит
старейший в Финляндии маяк, впервые зажженный еще в 1753 году, уничтоженный во
время Финской войны 1808-1809 годов и восстановленный в 1814, здесь же
расположена метеостанция, прогнозами которой пользуются все
финские рыбаки и яхтсмены.
Остров играл
важную роль в системе береговой обороны – в начале Первой мировой войны русские
инженеры установили на острове две батареи (№62 - №64а) тяжелых 152 мм и 75мм
орудий с целью усиления Або-Аландской минно-артиллерийской позиции. И до сих
пор укрепления острова входят в систему береговой обороны Финляндии – на
острове располагается небольшой гарнизон. Музейное ведомство на основании
решения Государственного совета Финляндии от 22 декабря 2009 года объявило
остров объектом культурного наследия государственной важности.
Строительство батареи на Утэ. Ок.1915 г. |
Акватория вокруг
острова – настоящее кладбище кораблей. Среди печально известных кораблекрушений,
гибель парома «Эстония», коммерческого судна типа Liberty «Park Victory», затонувшего в 1958 году парохода «Rhein» водоизмещением 4605 брт – список можно
продолжать очень долго. По информации финского дайверского портала вокруг острова нашли свою последнюю гавань более 30 кораблей
и судов различных эпох. На самом деле, их, конечно, гораздо больше. Многие
затонувшие корабли еще ждут своих исследователей.
Остров лежит в
открытом море, что обеспечивает отличную для Балтики прозрачность. Видимость
может достигать 10-15 метров. С другой стороны, такое местоположение требует от
дайверов хорошей физической и психологической подготовки – волны и ветер
открытой Балтики, быстро меняющаяся погода и главный фарватер неподалеку от
мест погружения, - все эти факторы нужно принимать во внимание при выборе этих
мест для дайвинга. Смелые и решительные дайверы будут вознаграждены большими,
прекрасно сохранившимися объектами и великолепным отдыхом в окружении
незабываемой суровой финской природы.
В период с 27.6
по 31.7.2013 года мы совместно с компанией DIVETRAVEL организуем серию погружений на
самые интересные объекты, лежащие вокруг острова. Программа проводится по определенным дням с
привязкой к действующему расписанию паромов.
Трип 29.6 – 2.7.2013
29 июня
05.00 Выезд из Санкт-Петербурга (микроавтобус)
13.30 Паром Pärnäs – Utö
18.00 Прибытие на остров, размещение, подготовка снаряжения
13.30 Паром Pärnäs – Utö
18.00 Прибытие на остров, размещение, подготовка снаряжения
30 июня
10.00 два погружения на объекты
16.00 экскурсия по острову
1 июля
09.00 завтрак
10.00 два погружения на объекты
16.00 свободное время (возможно третье погружение)
10.00 два погружения на объекты
16.00 свободное время (возможно третье погружение)
2 июля
08.00 завтрак
09.00 одно погружение на объект
12.00 сбор снаряжения
13.30 паром Utö-Pärnäs
17.45 прибытие в Pärnäs, отъезд в Петербург
09.00 одно погружение на объект
12.00 сбор снаряжения
13.30 паром Utö-Pärnäs
17.45 прибытие в Pärnäs, отъезд в Петербург
Стоимость
поездки 490 евро
В стоимость входит:
- трансфер
Санкт-Петербург – Utö –
Санкт-Петербург (микроавтобус)
- размещение на
острове, Hannas Horisont b&b, 2-х-4-х местные комнаты
- постельное
белье и полотенца
- завтраки
- трансферы к местам
погружений
- воздух (баллоны
или спарки макс 2х12х230) за исключением первого погружения
- дань нойдам с
целью обеспечения хорошей погоды
Опционально (то есть, за дополнительную плату) возможно заказать:
- обеды 15
евро, готовят в соответствии со временем
погружений
- компрессор –
забивка баллонов - 10 евро (баллон или спарка макс 2х12х230). 15-и литровые
спарки 13 евро, 18-и литровые 15 евро
- 3-е
погружение/ночное погружение - 40 евро. Воздух включен. Минимум 4 участника
- размещение в
отеле высокой категории – по запросу
- аренду скутера Suex Xjoy7 - 25 евро/погружение
-
индивидуального гида – по запросу
-
изменение расписания поездки – ранний выезд и раннее прибытие, что даст
возможность сделать дополнительный дайв в первый день - 60 евро
Катер обеспечения - Boomeranger Ines 8.0 RIB |
Дополнительная информация:
- трансфер на остров на пароме без т/с.
Снаряжение должно быть хорошо упаковано и готово к переноске на паром и
обратно;
- при размещении душ, туалет и кухня в общем
пользовании;
- баллоны бьем между погружениями. Дайвер сам
таскает свои баллоны до компрессора и назад;
- погружения могут проводиться в два этапа –
группы А и Б (1-3 и 2-4 выходы). Численность каждой группы 8 человек (возможно
до 10 человек)
- минимальная квалификация: для Park Victory AOWD/P2. Дайверы
уровня OWD/P1 могут
погружаться только в паре с дайвмастером/инструктором либо в сопровождении
гида. Для погружений на Harald Haarfaager уровень не
ниже Deep Diver/P3;
- каждый дайвер сам отвечает за наличие специальной
страховки;
- в случае неблагоприятных погодных условий одно
погружение может быть проведено на защищенный объект (Clara);
- в случае продолжающейся неблагоприятной погоды (сильном
ветре, тумане и т.д.) деньги за отмененные дайвы возвращаются из расчета 30
евро/погружение;
- если дайвер сам отказывается от погружения, деньги из
стоимости пакета не возвращаются.
Описание некоторых объектов
PARK VICTORY
Грузовой пароход, построен в 1945 году. Тип Liberty – серия
сухогрузов, строившихся в США в 1943-1945 годах специально для транспортных
военных перевозок. Всего было построено 534 судна такого типа. Водоизмещение
9000 тонн, длина 139 метров, ширина 18,5 метров, скорость 16-19 узлов.
Судно вышло из Ньюпорта (Вирджиния) в Хельсинки с грузом каменного угля и вечером 24 декабря 1947 года из-за сильного шторма и метели вынуждено было встать на якорь недалеко от острова Уто в ожидании рассвета и улучшения погоды (необходимо было безопасно миновать оставшееся минное заграждение Насхорн). Однако, якоря не выдержали, и судно в 0.45 25 декабря налетело на подводную скалу. С помощью собственных двигателей судно снялось с мели, однако, уже в 2.45 налетело центральной частью на другую мель, получило большие пробоины и затонуло через 20 минут. Несмотря на быстрое прибытие спасателей, из 48 членов экипажа 10 человек погибли.
Объект лежит на грунте на глубине 23-36 метров с
креном на правый борт, носовая часть сильно разрушена. Верхушки мачт в кормовой
части на 8 метрах, носовая часть на 13 метрах, корма на 23 метрах. Судно имеет
два носовых и три кормовых трюма, капитанский мостик в центральной части.
Разломан в районе мостика, мачты на месте, за исключением передней, палубные
надстройки на месте. Состояние обшивки удовлетворительное, в левом борту
пробоина. Грунт песок – камень. Видимость 5-15 метров.
HARALD HAARFAAGER
Норвежский двухмачтовый пароход, порт приписки Берген.
Водоизмещение 1249 брт, длина 70 метров, следовал с Явы через Порт-Саид и
Гибралтар в Турку с грузом сахара. Ранним дождливым и туманным утром 11
сентября 1891 года в видимости острова Утэ поднял флаг для приема лоцмана.
Принято решение бросить якорь. Однако сделать этого не успели – судно нашло на
банку Nätegrund, получило пробоину и быстро затонуло. При этом взорвался
паровой котел, который сильно повредил корпус судна. Экипаж успел пересесть в
шлюпки, и был подобран прибывшим лоцманским катером. В начале 20-го века
предпринимались отдельные поисковые работы, проводившиеся водолазами. Стоимость
груза составила 787400 марок.
Объект лежит на глубине 35-45 метров. Состоит из трех
частей. Носовая часть до фок-мачты лежит на правом борту, сильно разрушена,
много пробоин и спутанного металлического лома. Просматривается якорная
лебедка. Кормовая часть за грот-мачтой лежит с креном на левый борт и частично
ушла в грунт. Машинное отделение просматривается с палубы, также сохранился
четырехлопастной винт. Наиболее длинная центральная часть парохода смещена по
вертикальной оси и частично замыта. Мачты повалены и находятся под корпусом. В
центральной части имеются проходы во внутренние помещения с правой стороны корпуса,
однако, велика опасность обрушения в связи с плохим состоянием судна. Грунт –
ил. Видимость 5-15 метров.
Labels, мне было очень интересно на Вашем блогге. Спасибо.
ReplyDeleteДавно хотел узнать что же такое делали финны и финские власти в отношении своих шведов, что вынудили финских шведов инициировать вообще отделение от Финляндии, но согласились на автономию? Например в чём именно проявлялась финизация своих шведов? Какие притеснения помнит шведское население со стороны властей и населения Финляндии?
С уважением
Владимир.