Десятка отважных финских дайверов отправилась в дайвинг-сафари по Ладоге. Часть путешественников погружалась здесь и ранее, но ни у кого еще не было опыта участия в русском сафари.
Каждый знает, как приятно путешествовать на автобусе. Наш 18-и местный автобус под завязку загружен дайверами и их барахлом. Небольшой багажник полон, тяжелыми сумками завалены до самой крыши и последние два ряда кресел. У нашей группы, однако, нет с собою баллонов – лишь одна спарка, да чей-то одинокий баллон добавляют веса, но не занимают много места.
Ярким июльским утром веселая дайв-компания отправилась из Хельсинки в сторону Выборга. От Выборга путь продолжается до Приозерска, и далее на погружения – в огромное озеро, в Ладогу.
Это первый, разведочный маршрут типа «сафари», в котором участвуют только дайверы из Финляндии. Путешествие продлится пять дней.
Поездка из Хельсинки в Выборг через Валимаа ничем не отличается от обычной. Выборг есть Выборг, и он ничуть не изменится, по крайней мере в ближайшие десять лет.
Часть пути от Выборга до Приозерска отличается сильно изъезженными дорогами. Путешественники могут полюбоваться пейзажами Карельского перешейка; от пышных лиственных рощ до стройных прозрачных сосновых лесов посреди вересковых пустошей. Поражают воображение плотные заросли борщевика – поля, заросшие этим ядовитым монстром, целыми гектарами раскинулись вдоль дороги.
Если у водителя и были сомнения в том, нужны ли в его автобусе все эти амортизаторы, рессоры и прочие элементы подвески, то теперь он, как и пассажиры, убедился в их необходимости. Раньше отцы ездили по этим самым дорогам на своих Опелях и Фордах, и тогда им необходимы были управляемые передние колеса. То же и теперь!
От Выборга до Приозерска птице лететь чуть более 80 километров, по дороге же – около 120 км. На каком-то этапе путешественники поинтересовались у гида – сколько еще ехать. Ответ: 65 километров. Маленькая пауза и уточнение – около полутора часов. Это говорит о многом!
На борт «Атрины»
В Приозерске автобус поворачивает к порту, где нас уже ждет катер «Атрина». Короткое знакомство с кораблем и его командой – капитаном Славой, коком Любой и матросами Петями. Очистить автобус! Распределить каюты! Вещи на корабль; снаряжение сложено на дайв-деке, личные вещи убраны по каютам и сафари-бот готов к выходу в Ладогу в направлении Валаама.
Проект этого судна был разработан в Советском Союзе для военных водолазов. При проектировании была учтена необходимость его транспортировки по железной дороге, поэтому по своим размерениям корабль соответствует железнодорожному вагону.
При боковой качке катер казался слегка валким, но довольно сильный боковой встречный вечер ничуть не мешал впервые вышедшим «в большое озеро» путешественникам. Лишь квартировавшая в носовом кубрике дайв-группа koskenkorva несколько раз ощущала сильные толчки разрезающего волну форштевня.
В темные волны
Просыпаемся от яркого утреннего солнца. Мы не единственные туристы на Валааме. Рядом у причала швартуются большие круизные суда.
Первые погружения пройдут здесь, и дайверы начинают собирать снаряжение. Вкушаем первые впечатления от ладожской воды и оцениваем ее прозрачность. Вода в Ладоге темная, но прозрачная. Из-за цвета воды почти темно уже на глубине десяти метров, но свет хорошего фонаря позволяет оценить, что вода достаточно прозрачна.
Александр, руководитель группы, составляет план погружений здесь, в Никоновской бухте, и заполняет журнал погружений. Здесь несколько затонувших объектов. Глубина небольшая. Видимость достаточно хорошая.
Пары дайверов по очереди погружаются в темные воды Ладоги.
Наблюдающие за дайверами с бота могут отметить обнаружение ими объектов и по пузырькам проследить маршрут движения по акватории.
Во время следующего погружения вблизи Валаама объект найти не удалось. Дайверам пришлось удовлетвориться легким «биопогружением»
Валаамский монастырь
Раз уж мы на Ладоге и около острова Валаам, стоит посетить и подворье Валаамского монастыря.
Во время захода в бухту стало понятно почему большие круизные суда не могут подходить непосредственно к монастырю: фарватер узкий и мелкий, а в акватории порта слишком тесно.
Не нашлось места даже нашему небольшому 24-х метровому кораблику, поэтому якорь брошен посреди бухты.
Сам Валаамский монастырь – необычайно значимое для посещения место. Интересен даже простой осмотр главной церкви. По острову можно передвигаться на бричках, а также на автобусе и такси.
Погружения продолжаются
От Валаамского монастыря катер вновь выходит в открытую Ладогу. Курс – остров Куйвасаари и его окрестности.
В панах также посещение острова Куйвасаари, где со времен войны сохранились артиллерийские позиции. Ясно видно, что на острове ведется какое-то строительство.
Чудеса, что же это может быть? Погружение в конце концов удалось, но вот попытка высадиться натолкнулась на грубую отповедь типов, находившихся на острове: остров – частная собственность, высадка на берег строго запрещается. И на этом, и на соседнем острове шло строительство внушительных летних резиденций.
Хотя язык был чужой, манеры и выражения лиц указывали на то, что переговоры успехом не увенчаются. Значит обратно на корабль, ожидать возвращения дайверов.
В Лахденпохью
Валаам и Куйвасаари остались позади, и корабль взял курс на Лахденпохью, куда дошли уже затемно, усталые, но готовые к новым погружениям.
Капитан Слава сообщил, что в открытой Ладоге из-за ветра в ближайшие пару дней делать нечего, поэтому мы останемся в этом районе до воскресенья.
Объектов здесь, неподалеку от выбранного для стоянки места, множество; «подводная лодка», кабельное судно, несколько барж, судно под названием «Севастополь» и интереснейшая подводная стенка.
Погружения продолжались два дня. Из объектов именно стенка получила больше всего одобрительных баллов. Некоторые дайверы назвали сделанные на стенку погружения лучшими за все сафари.
Радиоактивная опасность?
В воскресенье курс был взят на Приозерск, однако, предстояли еще два погружения. На месте первой остановки путешественников насторожили треугольные знаки желтого цвета, во множестве видневшиеся на близлежащих островках.
- Радиационной опасности нет, беспокоиться не о чем, успокоил Александр, так что, после швартовки к берегу, было сделано короткое погружение.
Основная часть группы с нетерпением ожидала погружения на колесный пароход, значившийся заключительным объектом маршрута и лежащий на пути к Приозерску.
Культурная программа
Поездку организовала компания Sea Safety Oy из Хельсинки. Представитель компании Калеви Флинк остался доволен сафари.
- Это действительно была тестовая поездка, отметил он по окончании путешествия.
- Это было нечто новое, не такое, как Красное море. Уверен, что поездки на Ладогу, подобные этой, станут более частыми.
Хотя речь шла именно о дайвинг-сафари, но, по мнению Флинка, не менее важна и культурная составляющая поездки – Валаам, история страны и значение Ладоги для Финляндии.
- Кроме того, мы посетили места, недоступные обычному туристу.
Житель Хельсинки Юха-Койсо Каттила увлекается дайвингом уже очень давно. Свой первый комплект №1 он приобрел в 1952 году, а его первое погружение с аквалангом состоялось в 1958 – этим сказано достаточно.
За столь долгое время он посетил Тайланд, Мальту, Хорватию, Италию, Чили, Додеканесы, Новую Зеландию. Поэтому было особенно интересно услышать его мнение о дайвинге на Ладоге.
- Ладога положительно заманчива, говорит он.
- Масса воды, историческая связь и войны – все это очень важно, поэтому побывать на Ладоге необходимо. Конечно. Она не может конкурировать с Тайландом или Красным морем, но то, что есть здесь – суровость подводного мира. Надводные пейзажи продолжаются и под водой.
- Я повидал под водой достаточно хлама, и он больше не привлекает меня. Но, к примеру, стенка у Лахденпохьи была необычайно интересной. Уходящий ступнями в глубину обрыв выглядел потрясающе. В этом таилась новизна. Вообще, все путешествие оказалось для меня позитивным сюрпризом
Summa summarum!
Сафари по Ладоге – хороший маршрут для дайверов. Как заявляют участники, корабль в имевшихся условиях и исходя из собственных возможностей удовлетворял всем требованиям.
Мест для дайвинга было достаточно, однако, погружения, в основном, требовали более высокой квалификации. В этой поездке подтвердился и тезис о том, что, хотя в мокром костюме нырять можно, однако, в условиях Ладоги наличие сухого костюма необходимо.
Ладога – большая вода, Карельское море. Успех поездки сильно зависит от погоды и волнения. Если уж дует, то дует, и тогда выбираются точки, закрытые от воздействия прямого ветра и волн.
Проживание на судне – это всегда несколько экстремально. На военном корабле всегда довольно тесно.
В этой поездке мы даже не успели проголодаться. Кухня Любы была великолепна.
Экипаж судна услужливый, дружелюбный и симпатичный. Языковой барьер также был преодолен: lusikka значит ложка.
Привет, мы в России!
Участники поездки Паси, Ларе, Харри и Тони делятся впечатлениями
Тони (человек-сауна)
Несколько слов о поездке в Россию! Ладожские пейзажи ничем не отличаются от видов озерной Финляндии.
Погружения были те не менее захватывающими, так как мы находились на земле, где в любой момент может случиться всё, что угодно, или не произойти вообще ничего. В одной точке было объявлено, что на дне лежит какой-то корабль, однако, там не было ничего, кроме песка.
Потом погружались на «подводную лодку», и в самом деле оказавшуюся имитирующей подлодку металлической конструкцией, использовавшейся в 40-50-х годах для исследований воздействия подводных взрывов.
Вылезаю я как-то утром из носовой каюты нашего бывшего военного корабля. Мы пришвартованы к скале на каком-то острове. Рядом на камне табличка, предупреждающая о радиационной опасности. После гид рассказывает, что под нами место, где валяются во множестве остатки бывшей здесь в сороковые годы исследовательской лаборатории.
Мы в России!
Ларе (интеллигент)
Пережив, благодаря дайверскому спокойствию и нескольким банкам пива, особенности российской границы,
Помещения на русском корабле невелики, однако, места хватает и очень чисто. Ладожская вода - цвета ржавого железа, прозрачность колеблется от двух до десяти метров. Мы обследовали несколько железных и деревянных объектов, пожалуй, самым интересным из которых был лежащий на глубине около десяти метров деревянный колесный пароход. Опутанный сетями, он напоминал корабль из фильма «Пираты Карибского моря».
Максимальная глубина погружений во время путешествия у меня лично составила менее двадцати метров, хотя часть групп погружалась значительно глубже. Очень понравилось посещение старого Валаамского монастыря и погружение на «золотую» стенку, волшебно сверкавшую в луче фонаря.
Я рекомендую эту поездку продвинутым дайверам, которые интересуются чем-то новыми необычным. Сухой костюм (не забывайте взять с собой ремкомплект) положительно необходим.
Поездка наша началась от Спортивного центра Хельсинки, подъехав к которому я сразу заметил группу похожих на дайверов парней и огромную кучу снаряжения. Я мешкал в нерешительности, так как знал из этой компании лишь одного или двух человек. С началом поездки, однако, беседа потихоньку оживилась, и все члены группы оказались очень хорошими парнями.
Пограничные формальности прошли гладко, как на финской, так и на российской стороне, и мы взяли курс в сторону Выборга в окружении прекрасных летних пейзажей. К нашему прибытию в Приозерск, корабль уже ожидал нас у причала в полной готовности и с командой на борту; после оперативной погрузки мы отправились в плавание.
До ближайшей точки маршрута, намеченной по основному плану, однако, было недалеко, но погодные условия были хорошими, и капитан, сообразуясь с мнением туристов, направился к Валааму, где в одной из бухт острова мы провели первые погружения на старые деревянные баржи.
Первая точка была подходящей для чек-дайва и достаточно простой, будучи, тем не менее, интересным объектом на небольшой (семиметровой) глубине.
Во время нашего путешествия места для погружений сильно отличались друг от друга. В связи с этим удивительным кажется, почему, черт возьми, русские не заинтересованы в подъеме этих рэков – имея, на мой взгляд, подходящее для этого оборудование – принимая во внимание, что на дне покоятся даже объекты, изготовленные из титана.
В качестве же объектов для дайвинга они, конечно же, хороши, так что пусть остаются на своих местах.
Места погружений весьма разнообразны и подходят для демонстрации и применения своих навыков дайверам различной квалификации. К сожалению, мне не удалось погрузиться везде из-за протечки молнии. Последний объект – колесный пароход, по-моему, самый интересный объект этого маршрута. В те времена, когда, практически безо всяких специальных средств производства, создавались подобные механизмы, жили и работали такие мастера, талантом и умением которых остается только восхищаться.
Относительно наземной программы стоит отметить, что она была весьма насыщенной и разнообразной, охватывая как военную историю, так и историю монастыря.
Паси (спецслужба)
Сафари по Ладоге сильно отличалось от тех, на которых я бывал раньше в Египте Таиланде. Отправляясь в жаркие страны, изначально известно, что тебя там ожидает; однако, в России такой уверенности нет. Это как раз и есть «изюминка» такого путешествия, раз уж, в моем случае, решил отправиться на поиск приключений и новых впечатлений.
Подводные объекты оказались интересными, а погружение на стенку – незабываемым. Хороший подводный свет добавит погружениям впечатлений, как, впрочем, и безопасности.
Эта поездка не стала обычным дайв-туром, она и без дайвинга оказалась очень насыщенной и интересной. И все это разумеется благодаря прекрасной компании, байкам и историям новых друзей у костра, за шашлыком и в сауне…
Великолепная вышла поездка!
Автор: Jouko Moisala. Sukeltajan maailma, 4/2015
Перевод: Александр Ищенко
Фото: Александр Ищенко, Jouko Moisala, Mika Judin
No comments:
Post a Comment