Thursday, November 15, 2018

Сталинские соколы. Часть первая

Братская могила советских солдат на полуострове Ханко - во время обороны полуострова здесь находилось кладбище, а рядом располагался госпиталь военно-морской базы.
 Когда-то этот мемориал был признан самым красивым подобным памятником, установленным Советским Союзом за рубежом (надо же, и такие конкурсы проводились...) Табличка на фронтоне, на ней лаконичная  надпись:
 Еще несколько лет назад число похороненных здесь было меньше - останки нескольких советских солдат в начале 2000-х годов были перевезены сюда с одного из островов архипелага. И так ли уж неизвестны имена других, красноармейцев, моряков и лётчиков, лежащих на этом тихом кладбище под гранитными обелисками? Некоторые имена мы знаем совершенно точно. Но почему же их нет в списках? А вы о них попросту забыли. Ну, я вам напомню.

25 декабря 1939 года около 13 часов четверка истребителей И-16 Пятого истребительного авиаполка ВВС КБФ совершила налёт на одну из позиций финской армии в районе полуострова Ханко — артиллерийскую батарею на острове Хястэ-Бюсэ /Hästö-Busö/, обстреляв остров из пулемётов. Несший службу на острове пулеметчик Том Линдблат /Tom Lindblad/ ответным огнём сбил один из самолётов, который, рухнув на землю, разломился на части. Погиб пилот — исполняющий обязанности командира 1-й эскадрильи старший лейтенант Борисов Иван Дмитриевич.
Герой Советского Союза ст.лейтенант Борисов И.Д.
 Советская пропаганда утверждала позже, что Борисов был первым героем-лётчиком, совершившим огненный таран — подбитый, он специально направил горящую машину на батарею врага, и, взорвавшись, уничтожил её. За этот подвиг старший лейтенант И.Д.Борисов 07.02.1940 года был удостоен звания Герой Советского Союза, посмертно. Но это, как водится, была лишь пропаганда... На самом деле самолет упал довольно далеко от батареи, развалился на части, однако, не загорелся. Летчик был похоронен здесь же на острове со всеми воинскими почестями — в офицерской форме со знаками различия и личным оружием. Такой поступок противника кажется удивительным, ведь лишь двумя днями ранее Борисов сбил в районе Палдиски финский самолёт-разведчик Ripon RI-155. Тогда погибли два финских лётчика — сержант Кай Сёдерхольм /Kaj Söderholm/ и рядовой — наблюдатель Эско Хуханантти /Esko Huhanantti/.
Самолет-разведчик Ripon, бортовой №150. В центре лётчик-испытатель Aarre Siltavuori
 В рапорте указано, что найденные при русском лётчике личные вещи, в частности, эстонские деньги — 11 купюр по 10 крон и одна купюра 5 крон — были отправлены в лагерь для военнопленных №1

Справка: Лагерь для военнопленных №1 был организован в декабре 1939 года на территории запасной тюрьмы в Köyliö. В лагере содержались "политические" военнопленные - офицеры, младшие командиры и политработники. В Зимнюю войну там находились в оббщей сложности 457 человек, по меньшей мере етверо из них погибли. Во время войны-продолжения в лагере побывали 3477 человек, из которых более тысячи - офицеры. Лагерь действовал с июня 1941 по ноябрь 1944 года, за это время в нём погибли 111 человек, 18 из которых были расстреляны. Все они похоронены поблизости. Здесь же содержался и самый высокопставленный финский пленник - генерал-майор Владимир Кирпичников. 

12 марта 1940 года между Финляндией и Советским Союзом был подписан мирный договор, по которому СССР получал в аренду на 30 лет полуостров Ханко для создания на нём своей военно-морской базы. Остров Хястэ-Бусэ также попал в арендованную территорию. 30 мая 1940 года министерство иностранных дел Финляндии проинформировало Посольство СССР в Хельсинки о том, что на острове находится могила сбитого советского лётчика. Гроб с телом Борисова был перенесен в Ханко и вновь захоронен на центральной площади города, получившей его имя. Бульвар — одна из центральных улиц Ханко, также был назван проспектом Борисова. 

За 105 страшных дней Зимней войны советская авиация потеряла более пятисот машин и 1200 — 1300 лётчиков. Отметим в скобках, что потери финнов, включая машины шведских добровольцев на севере Финляндии, составили 62 самолёта разных типов (преимущественно истребители). Личный состав потерял убитыми и пропавшими без вести 75 человек, ещё 26 получили ранения и травмы.

Погибших советских пилотов, как правило, хоронили неподалеку от мест падения; лишь в редких случаях их тела переносили на ближайшее кладбище. Война закончилась, и тела «сталинских соколов» необходимо было захоронить с соблюдением воинских почестей — этого требовала политическая обстановка в стране; родственники погибших офицеров хотели знать, что они похоронены с честью, как и подобает воинам, до конца выполнившим свой долг перед Родиной, а официальной пропаганде требовались примеры воинской доблести, а лучшими иллюстрациями таких примеров во все времена служили, конечно же, могилы погибших героев. 

В середине августа 1940 года Посол Советского Союза в Финляндии Иван Степанович Зотов направил в МИД Финляндии ноту с сообщением о намерении СССР перезахоронить останки погибших советских лётчков на полуострове Ханко и просьбой помочь установить места их гибели. Отдельно были указаны три района Финляндии, где, по сведениям Посольства, такие могилы имелись. МИД запросил мнение Ставки, указав на то, что в случае положительного решения вопроса о перезахоронении появляется возможность договориться на паритетных началах о передаче Финляндии своих погибших и похороненых на территории, отошедшей к СССР. Неизвестно, удалось ли достичь такого соглашения, но работы по перезахоронению советских лётчиков начались в декабре 1940 года. 

В ноте были указаны следующие населённые пункты: Kakskerta, Nokia, Lempäälä. Kakskerta был указан первым, так как рядом с ним 2 марта 1940 года был сбит огнём броненосцев береговой обороны Ilmarinen и Väinämöinen бомбардировщик ДБ-3 Первого минно-торпедного авиаполка ВВС КБФ, а поскольку Ханко являлся, прежде всего, военно-морской базой, то логично было предположить, что моряки захотят первыми похоронить своих. Самолет упал в районе Satavan Sivulanmäki, экипаж — 4 человека, погиб, и лётчики были похоронены рядом с местом падения в воронке от авиабомбы. 
ДБ-3 Первого минно-торпедного полка ВВС КБФ на аэродроме
Но по какой-то причине перезахоронение так и не состоялось, и вопрос о поездке в Kakskerta более не поднимался. Всего же в декабре 1940 года были сделаны четыре поездки с территории ВМБ Ханко в сопровождении и под строгим наблюдением финских военнослужащих. Сотрудники Государственной тайной полиции также сопровождали похоронную команду, выступая в качестве переводчиков и следователей.

9 декабря 1940 года состоялась первая поездка. Похоронная команда прибыла в район полигона Мальми /Malmi/, на окраине которого в двух могилах в простых гробах были похоронены советские лётчики.
Из первой могилы были подняты три тела:
  • ст.лейтенант Сараев Сергей Петрович
  • лейтенант Щербаков Николай Сергеевич
  • старшина Крышинин Тимофей Арсентьевич
Это был экипаж бомбардировщика ДБ-3 53-го полка дальней бомбардировочной авиации /в Книге памяти Зимней войны указан также 41-й СБАП Особой авиагруппы. Дата гибели экипажа совпадает/ Самолёт был сбит 29.01.1940 огнём II/2 лёгкой батареи ПВО и 51-й Пулеметной роты.
Сбитый бомбардировщик ДБ-3
Из второй могилы был поднят один человек:
  • ст.лейтенант Перевезенцев Николай Павлович
Его самолёт И-153 38-го истребительного авиаполка в составе группы из десяти машин 20 февраля 1940 года около 16 часов участвовал в атаке пассажирского поезда в районе станции Masala и был сбит огнём I/10 и II/12 легких батарей ПВО. Самолёт получил серьезные повреждения, однако, Перевезенцев сумел посадить его на лёд примерно в трех километрах к востоку от острова Stora Mickelsskär. Лётчик попытался скрыться по льду, двигаясь к югу, но во время погони был ранен и взят в плен. Через четыре дня он скончался в госпитале в Tilka.
Для извлечения тел погибших из Ханко прибыла команда в составе шести человек, в их числе врач, на грузовике и в сопровождении машины скорой помощи. На месте присутствовали два сотрудника Посольства СССР. Прибывшие имели резиновые защитные костюмы, сапоги, перчатки, а также противогазы. Однако, из шанцевого инструмента у них были лишь малые саперные лопатки, поэтому работа грозила затянуться надолго. Однако, вскоре прибыли трое финских рабочих с большими лопатами и ломами, и к 16 часам тела были извлечены, уложены в два цинковых гроба и погружены в грузовик. Команда возвратилась на Ханко.

Вторая поездка состоялась с 13 по 18 декабря. Маршурт был следующим: Mouhijärvi – Nokia – Vesilahti – Hämeenlinna. Группа собралась около советского посольства в Хельсинки — две грузовые и одна легковая автомашины с Ханко и посольская машина, всего 14 человек. Из-за поломки один грузовик вынуждены были оставить в Тампере, а сломавшуюся посольскую машину вместе с шофером и одним сопровождающим финским солдатом — бросить по дороге на Mouhijärvi. В 14 часов прибыли на место, в район пустоши Hyynilä к югу от Kitolankulma. Из могил были извлечены тела четырех лётчиков — экипаж сбитого финскими Fokker FR-116 /пилот - фельдфебель Leo Rautakorpi/ и Fokker FR-98 /пилот — старший сержант Lauri Nissinen/ 20 февраля 1940 года ДБ-3 53-го полка дальней бомбардировочной авиации. Их имена:
  • ст.лейтенант Баев Иван Алексеевич
  • лейтенант Белокоз Игорь Никитович
  • лейтенант Гробалов Николай Федорович
  • старшина Крошевников Иван Николаевич
Троим из них, за исключением командира, удалось выпрыгнуть с парашютами, однако, у двоих они не раскрылись, и летчики погибли. Лишь одному удалось удачно приземлиться, однако, позже он был убит в перестрелке с поисковой группой в шести километрах от места падения, в районе озера Hahmajärvi. С помощью местных жителей все могилы были обнаружены. При осмотре одного из летчиков на запястьях был замечен кусок металлической пружины, что вызвало вопросы советской стороны, а найденная в могиле веревка укрепила их подозрения в том, что летчик был повешен. Отзвук этой находки мы находим в воспоминаниях командующего ВМБ Ханко в 1941 году генерал-лейтенанта С.Н. Кабанова. Он пишет:


...А вот останки экипажа бомбардировщика, тоже из бригады Петрухина, мы нашли случайно. Власти не указали на место их захоронения, вероятно, сознательно: в раскопанной яме было четверо нагих советских летчиков, связанных колючей проволокой и, как установило вскрытие, погибших от удушения...”


Возможно, генерал говорит именно об этом случае. По заявлению очевидца тех событий убитого в результате погони русского лётчика просто тащили на веревке к могиле в близлежащем лесу, чтобы похоронить. Как всё было на самом деле — пока неизвестно.

К 2 часам ночи 15 декабря команда прибыла в Nokia. Из могилы на окраине кладбища было поднято тело лётчика.
  • батальонный комиссар Галич Дмитрий Петрович
Самолёт 35-го скоростного бомбардировочного полка СБ-2 был сбит во время налёта на Тампере 2 марта 1940 года финским Fokker FR-101 под управлением капитана Олави Эрнрута /Olavi Ehrnrooth/ и разбился около дороги Пори-Тампере в районе остановки Jaakkola. При падении погибли члены экипажа
  • ст.лейтенант Рожков Илларион Семёнович
  • мл.командир Алексеев Павел Емельянович
Тела лётчиков были похоронены финнами поблизости от места падения самолета, однако, их перезахоронение не производилось. А вот батальонный комиссар Галич успел выпрыгнуть с парашютом. Он попытался скрыться, спратявшись к югу от протоки Nokianvirta на каком-то сеновале, однако, был обнаружен поисковой командой и при задержании застрелился. Он был похоронен в гробу на окраине кладбища, и могила его стала местом настоящего паломничества местных прокоммунистически настроенных жителей. Финны прекрасно понимали деструктивность подобной ситуации, и в направленном командовнием в МИД 21.11.1940 говорилось, что могилу Галича очень желательно убрать, а его тело передать Советскому Союзу. Понимаете теперь, почему на Красной площади до сих пор лежит тело, и почему так важно скорее похоронить его?! Яд, уничтоживший сознание старших поколений, продолжает разъедать нашу молодёжь!

16 декабря в 11:25 команда прибыла в Vesilahti. Здесь из могилы на острове Ahdinsaari, озеро Suonojärvi, были извлечены три тела, похороненные без гробов:
  • ст.лейтенант Пантелеев Федор Константинович
  • лейтенант Морозов Петр Никанорович
  • старшина Вязанкин Павел Дмитриевич
Скоростной бомбардировщик СБ-2
Это были лётчики 35-го скоростного бомбардировочного полка. Их СБ-2 был 15 января 1940 года сбит в воздушном бою старшим сержантом Аарре Силтавуори /Aarre Siltavuori/. Пулемет его Fokker FR-91 на морозе заклинило, и летчик, зайдя в хвост самолету противника, винтом перерубил хвостовые стабилизаторы, что и привело к катастрофе. Сам летчик был ранен, однако, в полубессознательном состоянии сумел успешно посадить поврежденную машину на лёд озера Pyhäjärvi.
Aarre Siltavuori, 1906 - 1943, летчик-истребитель, инструктор
После того, как тела были подняты и уложены в цинковые гробы, команда продолжила маршрут в направлении на Хямеенлинна.

Продолжение следует


No comments:

Post a Comment